Налоговый кодекс

Российской Федерации

Последняя актуальная редакция от: 22 апреля 2024 г.

Комментарий к ст. 286 НК РФ

Налог на прибыль определяется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, определяемой в соответствии со статьей 274 Кодекса.

По итогам каждого отчетного (налогового) периода, если иное не предусмотрено статьей 286 НК РФ, налогоплательщики исчисляют сумму авансового платежа, исходя из ставки налога и прибыли, подлежащей налогообложению, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания отчетного (налогового) периода. В течение отчетного периода налогоплательщики исчисляют сумму ежемесячного авансового платежа в порядке, установленном данной статьей.

Для российских организаций фактически полученной прибылью, определяемой при исчислении ежемесячных авансовых платежей, является разность между полученными доходами и произведенными расходами, рассчитываемая нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего месяца. Данные выводы разделил Минфин России в письме от 14.09.2009 N 03-03-07/22.

Сумма ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате в первом квартале текущего налогового периода, принимается равной сумме ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате налогоплательщиком в последнем квартале предыдущего налогового периода.

Сумма ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате в четвертом квартале текущего налогового периода, принимается равной одной трети разницы между суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам девяти месяцев, и суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам полугодия.

При этом система уплаты авансовых платежей не может изменяться налогоплательщиком в течение налогового периода.

Основания, общие условия и порядок изменения срока уплаты налога и сбора установлены главой 9 НК РФ.

Следует учитывать, что особенности исчисления и уплаты налога налогоплательщиками, имеющими обособленные подразделения, определяются статьей 288 НК РФ, которая является специальной нормой права по отношению к статье 286 НК РФ. Поэтому сумма авансового платежа за 4 квартал налогового периода, подлежащего уплате по месту нахождения обособленного подразделения, исчисляется исходя из доли прибыли, приходящейся на обособленное подразделение, которая определяется в порядке, установленном статьей 288 НК РФ.

Статьей 3 Закона N 224-ФЗ налогоплательщикам, применявшим в 2008 г. общий порядок исчисления авансовых платежей, было предоставлено право исчислить ежемесячные авансовые платежи, подлежащие уплате в IV квартале 2008 г., исходя из фактически полученной прибыли, рассчитываемой нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания месяца, предшествующего месяцу, в котором производится уплата авансового платежа.

Таким образом, статьей 3 Закона N 224-ФЗ регламентировался только порядок исчисления налогоплательщиком ежемесячных авансовых платежей в IV квартале 2008 г. При этом изменений в НК РФ данной статьей Закона N 224-ФЗ не вносилось.

Положения статьи 3 Закона N 224-ФЗ также не затрагивали порядка исчисления, удержания и уплаты налога на прибыль организаций налоговыми агентами.

Соответственно, налоговые агенты должны были в IV квартале 2008 г. исчислять налог на прибыль и представлять налоговые расчеты (информацию) в том же порядке, который установлен НК РФ и применялся ими с начала года, независимо от того, что они одновременно являлись налогоплательщиками, которые воспользовались правом, предоставленным статьей 3 Закона N 224-ФЗ. Данную точку зрения разделяет и Минфин России в письме от 04.08.2009 N 03-03-06/2/148.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 N 925 обязанность по доведению до налогоплательщиков информации о видах ценных бумаг, по которым применяется порядок, установленный пунктом 5 статьи 286 НК РФ, закреплена за Минфином России.

Приказом Минфина России от 05.08.2002 N 80н утвержден Перечень государственных и муниципальных ценных бумаг, при обращении которых предусмотрено признание получения продавцом процентного дохода. В данный перечень входят:

- облигации федеральных займов;

- государственные краткосрочные бескупонные облигации;

- облигации государственного сберегательного займа Российской Федерации;

- облигации внутреннего государственного валютного облигационного займа;

- государственные ценные бумаги субъектов Российской Федерации, а также муниципальные ценные бумаги, условия эмиссии которых зарегистрированы в установленном порядке и аналогичны условиям эмиссии и обращения государственных ценных бумаг Российской Федерации, указанных выше.

Абзацем 2 пункта 3 статьи 58 НК РФ предусмотрено, что в случае уплаты авансовых платежей в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки на сумму несвоевременно уплаченных авансовых платежей начисляются пени в порядке, предусмотренном статьей 75 НК РФ.

Пунктом 1 статьи 75 НК РФ установлено, что пеней признается установленная статьей 75 НК РФ денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Согласно пункту 2 статьи 120 ГК РФ учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). При этом государственное или муниципальное учреждение может быть бюджетным или автономным учреждением. В соответствии с пунктом 2 статьи 161 Бюджетного кодекса РФ организации, наделенные государственным или муниципальным имуществом на праве оперативного управления, за исключением казенных предприятий и автономных учреждений, в целях БК РФ признаются бюджетными учреждениями.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" (далее - Закон N 174-ФЗ) автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта. Исходя из положений статьи 6 Закона N 174-ФЗ, учредителем автономного учреждения является государство (в лице Российской Федерации или субъекта Российской Федерации) или муниципальное образование.

В пункте 20 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что при рассмотрении споров, связанных с взысканием с налогоплательщика пеней за просрочку уплаты авансовых платежей, необходимо исходить из того, что пени, предусмотренные ст. 75 НК РФ, могут быть взысканы с налогоплательщика в том случае, если в силу закона о конкретном виде налога авансовый платеж исчисляется по итогам отчетного периода на основе налоговой базы, определяемой в соответствии со ст. ст. 53 и 54 НК РФ.

Минфин России в письме от 25.09.2006 N 03-03-04/1/670 указал, что начисление пени за несвоевременное перечисление ежемесячных авансовых платежей по налогу на прибыль, как законодательно установленных периодов уплаты налога на прибыль, является обоснованным.

Исходя из положений вышеизложенных норм, автономное учреждение не является бюджетным учреждением, следовательно, положения пункта 3 статьи 286 НК РФ в отношении бюджетных учреждений к автономным не применяются.


Раздел II.

Налогоплательщики и плательщики сборов, плательщики страховых взносов. Налоговые агенты. Представительство в налоговых правоотношениях

Раздел III.

Налоговые органы. Таможенные органы. Финансовые органы. Органы внутренних дел. Следственные органы. Ответственность налоговых органов, таможенных органов, органов внутренних дел, следственных органов, их должностных лиц

Раздел IV.

Общие правила исполнения обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов

Раздел V.

Налоговая декларация и налоговый контроль

Раздел V.1.

Взаимозависимые лица и международные группы компаний. Общие положения о ценах и налогообложении. Налоговый контроль в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами. Соглашение о ценообразовании. Документация по международным группам компаний

Раздел V.2.

Налоговый контроль в форме налогового мониторинга

Раздел VI.

Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение

Раздел VII.

Обжалование актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц

Раздел XI.

Страховые взносы в Российской Федерации