Налоговый кодекс

Российской Федерации

Последняя актуальная редакция от: 23 марта 2024 г.

Комментарий к ст. 34.2 НК РФ

Положения статьи 34.2 НК РФ имеют для всех плательщиков налогов и сборов чрезвычайно важную роль.

Если налогоплательщик (плательщик сборов, налоговый агент) руководствовался письменным разъяснением Минфина России (Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России) о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, которое было адресовано данному налогоплательщику (плательщику сборов, налоговому агенту) в связи с исполнением им обязанностей налогоплательщика (плательщика сборов, налогового агента), к нему применяются нормы пункта 8 статьи 75 и подпункта 3 пункта 1 статьи 111 НК РФ о неначислении пени на сумму недоимки, которая образовалась у налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) в результате исполнения законодательства с учетом позиции, изложенной в таком разъяснении, и об исключении вины лица в совершении налогового правонарушения в результате следования налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) указанному письменному разъяснению.

Вопросы о том, какую силу имеют разъяснения Минфина России, что признается официальным разъяснением и т.д., необходимо ли их опубликование, разъяснены в письме Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138. В обоснование своей позиции специалисты Минфина России апеллируют, в частности, к Постановлению ВАС РФ от 16.01.2007 N 12547/06.

Также необходимо отметить позицию Пленума ВАС РФ, изложенную в пункте 35 Постановления от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой НК РФ".

Минфин России в письме от 06.05.2005 N 03-02-07/1-116 определил, что должностными лицами, уполномоченными излагать официальную позицию Минфина России в письменных разъяснениях по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, являются:

министр финансов Российской Федерации;

заместители министра финансов Российской Федерации.

Таким образом, только разъяснения по налогам и сборам вышеуказанных должностных лиц являются официальной позицией Минфина России.

От имени Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики выступают соответственно его директор и заместители.

В судебной практике существуют позиции, согласно которым письменными разъяснениями могут признаваться и консультации в формате "вопрос-ответ", публикуемые в справочно-правовых системах, периодических журналах и т.д., а равно письма вышестоящих организаций нижестоящим (см., например, Постановления ФАС Московского округа от 13.01.2005, 17.01.2005 N КА-А41/12802-04, ФАС Северо-Западного округа от 02.10.2006 N А42-13753/2005).


Раздел II.

Налогоплательщики и плательщики сборов, плательщики страховых взносов. Налоговые агенты. Представительство в налоговых правоотношениях

Раздел III.

Налоговые органы. Таможенные органы. Финансовые органы. Органы внутренних дел. Следственные органы. Ответственность налоговых органов, таможенных органов, органов внутренних дел, следственных органов, их должностных лиц

Раздел IV.

Общие правила исполнения обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов

Раздел V.

Налоговая декларация и налоговый контроль

Раздел V.1.

Взаимозависимые лица и международные группы компаний. Общие положения о ценах и налогообложении. Налоговый контроль в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами. Соглашение о ценообразовании. Документация по международным группам компаний

Раздел V.2.

Налоговый контроль в форме налогового мониторинга

Раздел VI.

Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение

Раздел VII.

Обжалование актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц

Раздел XI.

Страховые взносы в Российской Федерации