Налоговый кодекс

Российской Федерации

Последняя актуальная редакция от: 23 марта 2024 г.

Комментарий к ст. 342 НК РФ

Минфин России в письме от 19.02.2007 N 03-06-06-01/7 разъяснил, что положениями статьи 342 НК РФ не установлено, при каком методе учета количества добытого полезного ископаемого возможно применение подпункта 1 пункта 1 статьи 342 НК РФ. Следовательно, применение нулевой ставки налога на добычу полезных ископаемых в части нормативных потерь правомерно при использовании налогоплательщиком как прямого, так и косвенного метода учета количества добытого полезного ископаемого.

Вновь утверждаемые нормативы потерь на очередной календарный год действуют с момента их утверждения и распространяются на срок, на который утверждены указанные нормативы. При отсутствии утвержденных нормативов потерь на очередной календарный год налогоплательщик вправе до их утверждения при исчислении НДПИ в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 342 НК РФ применять нормативы потерь, последние из утвержденных в установленном порядке (см., например, письмо Минфина России от 07.07.2009 N 03-06-06-01/15).

Постановлением Правительства РФ от 29.12.2001 N 921 утверждены Правила утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения.

В письме МНС России от 06.08.2004 N 21-2-05/88@ указано, что в соответствии со статьей 342 НК РФ право на уплату налога с коэффициентом 0,7 имеют только те налогоплательщики, у которых одновременно соблюдаются два условия:

1) поиск и разведка разрабатываемых месторождений полезных ископаемых осуществлены за счет собственных средств налогоплательщика или налогоплательщик полностью возместил соответствующие расходы государства;

2) по состоянию на 1 июля 2001 г. налогоплательщик уже имел освобождение от уплаты отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы при разработке указанных в пункте 1 данного письма месторождений полезных ископаемых.

Уплата налога с коэффициентом 0,7 осуществляется только в отношении полезных ископаемых, добытых на месторождениях, в отношении которых одновременно соблюдаются указанные выше условия. При этом второе условие применения коэффициента означает необходимость наличия в лицензии на право пользования недрами положения об освобождении от отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы, внесенного в лицензию до 01.07.2001 (включительно).

Право на применение коэффициента 0,7 при расчете НДПИ имеют налогоплательщики, осуществившие за счет собственных средств поиск и разведку разрабатываемых ими месторождений полезных ископаемых либо полностью возместившие все расходы государства на поиск и разведку соответствующего количества запасов этих полезных ископаемых, при условии если по состоянию на 01.07.2001 они были освобождены в соответствии с федеральными законами от отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы при разработке этих месторождений.

Остальные налогоплательщики и (или) в отношении иных месторождений полезных ископаемых налог уплачивают в общеустановленном порядке, в том числе при соблюдении только одного из перечисленных выше условий (см., например, письмо Минфина России от 23.04.2008 N 03-06-06-01/12).

Минфин России в письме от 10.04.2006 N 03-07-01-04/06 разъяснил, что нормы о нулевой ставке налога на добычу полезных ископаемых, предусмотренные подпунктами 4 и 5 пункта 1 статьи 342 НК РФ, могут быть применены добывающей организацией в случае разработки некондиционных (остаточных запасов пониженного качества) или ранее списанных запасов полезных ископаемых на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2001 N 899, а также запасов, остающихся во вскрышных, вмещающих (разубоживающих) породах, в отвалах или в отходах перерабатывающих производств в связи с отсутствием в Российской Федерации промышленной технологии их извлечения.

Кроме того, нулевая налоговая ставка применяется налогоплательщиком при разработке полезных ископаемых, добываемых из вскрышных и вмещающих (разубоживающих) пород, отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств в пределах нормативов содержания полезных ископаемых в указанных породах и отходах, утверждаемых в соответствии с Постановлением N 899.

ФНС России ежемесячно выпускает информационные письма, в которых указываются данные для расчета налога на добычу полезных ископаемых по добываемой нефти, в том числе: средний за истекший месяц уровень цен нефти сорта "Юралс" в долларах США за баррель; среднее значение курса доллара США; значение коэффициента Кц и налоговая ставка с учетом этого коэффициента.

Порядок расчета коэффициента, характеризующего степень выработанности запасов конкретного участка недр, установлен пунктом 4 статьи 342 НК РФ.

Условие обязательного применения прямого метода учета добытой нефти для определения степени выработанности конкретного участка недр с 01.01.2009 отменено.

Иного порядка расчета коэффициента, характеризующего степень выработанности запасов конкретного участка недр, законодательством о налогах и сборах не предусмотрено.

Исходя из изложенного при определении величины начальных извлекаемых запасов нефти используются данные государственного баланса запасов полезных ископаемых на 1 января 2006 г. (см., например, письмо Минфина России от 24.11.2009 N 03-06-06-01/23).

Также с 01.01.2009 признана утратившей силу норма о применении максимального из значений коэффициента Кв для суммарного количества нефти, поступающей на единый технологический объект для подготовки ее до соответствия требованиям, установленным пунктом 1 статьи 337 НК РФ.

Постановлением Госкомстата России от 18.06.1999 N 44 утверждена форма N 6-гр "Сведения о состоянии и изменении запасов нефти, газа, конденсата, этана, пропана, бутанов, серы, гелия, азота, углекислого газа", в которой находят отражение многие значимые факторы, в том числе наименование и тип месторождения; тип залежи; параметры пласта, качественные характеристики нефти; категории запасов; балансовые запасы, изменение запасов и т.д.

Теоретически данные госбаланса полезных ископаемых и формы N 6-гр должны быть идентичны, однако, как указал Минфин России от 20.12.2006 N 03-07-01-04/34, в случае их расхождения следует руководствоваться данными утвержденного госбаланса полезных ископаемых.


Раздел II.

Налогоплательщики и плательщики сборов, плательщики страховых взносов. Налоговые агенты. Представительство в налоговых правоотношениях

Раздел III.

Налоговые органы. Таможенные органы. Финансовые органы. Органы внутренних дел. Следственные органы. Ответственность налоговых органов, таможенных органов, органов внутренних дел, следственных органов, их должностных лиц

Раздел IV.

Общие правила исполнения обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов

Раздел V.

Налоговая декларация и налоговый контроль

Раздел V.1.

Взаимозависимые лица и международные группы компаний. Общие положения о ценах и налогообложении. Налоговый контроль в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами. Соглашение о ценообразовании. Документация по международным группам компаний

Раздел V.2.

Налоговый контроль в форме налогового мониторинга

Раздел VI.

Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение

Раздел VII.

Обжалование актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц

Раздел XI.

Страховые взносы в Российской Федерации